нефтяное оборудование: клапанные пары металлокерамические, насосные установки, ГШН,
буровые насосы, ключи буровые, станки-качалки, цементировочные агрегаты, смесительные установки, трубы буровые…
ОАО «Ижнефтемаш»
Главная страница / Публикации / Юрий Мамаев в небе и на земле
Публикации

Ижнефтемаш годы и люди

Юрий Мамаев в небе и на земле

Юрий Афанасьевич Мамаев родился в 1941 году. Окончил ижевскую школу №5 в 1959 году. В октябре этого же года пришел на «Строммашину». Определили паренька учеником слесаря по штампам.

Своего отца Юрий Афанасьевич не видел никогда — преподаватель сельской школы погиб в Великую Отечественную войну. Растила его одна мать, тоже учительница. После окончания школы он пришел на новый завод в Ижевске — «Строммашина». Три месяца был в учениках. Потом послали его учиться на машзавод: ремонтировать мерительный инструмент. Два месяца он перенимал опыт у лекальщиков «Ижмаша». Так Юрий Афанасьевич Мамаев стал слесарем-лекальщиком. Более 40 лет на одном заводе, и только лекальщиком.

Но есть у него еще одна специальность — летчик-истребитель. Юрий Мамаев сейчас и не помнит, что заставило его вечерами ходить в аэроклуб, как родилась мечта стать летчиком, почему больше всего на свете он хотел летать. Он закончил курсы в Пироговском аэроклубе. Так получилось, что жизнь Юрия Афанасьевича проходила не только на земле, почти 200 часов он провел в воздухе. И не пассажиром — летал на истребителях. Видимо, оттого, что мечта стать летчиком реализовалась не полностью, он охотнее вспоминает и рассказывает о своей работе в небе. Перелистывает военный билет, и, кажется, помнит каждую минуту, проведенную в воздухе.

В 1960 году его забрали на сборы. Прошедшему школу аэроклуба, Юрию Мамаеву было не в диковинку летать на ЯК-11. Через три месяца он снова вернулся на завод. Но через четыре года Юрий опять оказался в небе. На этот раз он проходил обучение в учебно-тренировочном центре в Грозном и летал уже на МИГах. Центр работал по программе летных училищ, правда, в училищах курсанты осваивали науку за три года, а резервисты ВВС должны были обучиться всему за 9 месяцев. Теория, аэродинамика, штурманская подготовка — занятия шли по 9—10 часов ежедневно. Летать тоже приходилось много. Курсанты училищ должны были налетать 50 часов за три года, резервисты — за 9 месяцев. Обучившись по ускоренной программе, получив специальность летчика-истребителя и звание младшего лейтенанта, Юрий Мамаев был отправлен в запас. В Советской Армии началось сокращение. Пришлось распрощаться с мечтой о небе. Правда, не навсегда.

— Видно, я неплохо летал, — рассказывает Юрий Афанасьевич. — Меня постоянно вызывали на сборы. В 1968 году проходил переподготовку в качестве летчика-истребителя. В 1973 году опять призвали, летал на чешских реактивных самолетах. Теребили регулярно, чтобы резервисты не забывали, как держать штурвал самолета.

Юрий Афанасьевич Мамаев до 1976 года находился в запасе и был готов в любой момент сесть за штурвал самолета. На земле Юрий Мамаев тоже стал асом. Если профессию летчика-истребителя он освоил за 9 месяцев, то классным лекальщиком он стал, проучившись всего два месяца. На «Нефтемаше» ему до сих пор нет равных, более того, он — единственный, кто может ремонтировать универсальный мерительный инструмент. Юрий Афанасьевич ремонтирует весь мерительный инструмент, которым пользуются рабочие всех цехов. Что общего между лекальным делом и авиацией? И летчиком, и лекальщиком невозможно стать без твердости характера, собранности, усидчивости. Одну деталь приходится обрабатывать не одну неделю. Это калибры сложной конфигурации, при изготовлении которых важны даже сотые доли миллиметра. Так же как летчик, лекальщик должен обладать интуицией, потому что и для этой профессии мало иметь знания и навыки. Необходимо и профессиональное чутье. 140—150 штук в месяц — индикаторов, штангенциркулей — проходит через руки Юрия Мамаева. Тысячи различных инструментов изготовил он за сорок лет работы на заводе. А вот смену себе так и не смог обучить, как ни старался. Почти десять человек пытались перенять у него секреты профессии. У одних не хватило терпения и усидчивости. Другие не отличались внимательностью. Третьи просто не понимали всей ответственности, казалось бы, такой простой работы лекальщика.

В 1973 году Юрий Мамаев получил звание «Мастер золотые руки». На заводе всего 20 человек удостоены этого почетного звания. Есть у него и звание «Отличник качества». «Он для завода человек необходимый. У него уникальная профессия. Редкая специальность. И очень сложная работа», — говорят специалисты «Нефтемаша» о Юрии Мамаеве.

Эта уникальность помогла Юрию Мамаеву пережить трудные времена, которые наступили на заводе в результате глобальной конверсии. В отличие от других, у лекальщика Мамаева работа была всегда. Мерительный инструмент требовался всегда и всем, тем более что конкурентов у Мамаева не было и нет.

Это только на первый взгляд кажется, что ничего особенного в работе лекальщика нет. Но от того, насколько хорошо владеет своим ремеслом рабочий этой специальности, порой зависит очень многое. Как, например, в случае с выпуском распредвалов для автомобиля «Жигули». Другие лекальщики чуть ли не полгода возились с мерительным инструментом, всех измучили, пока за дело не взялся Юрий Мамаев. — Хорошие это были калибры, — вспоминает Юрий Афанасьевич. — Сложные, нестандартные, но очень интересные.

Видимо, привычка всегда быть готовым к нештатным ситуациям в воздухе пригодилась ему и на земле. Одни рабочие всю жизнь изготавливают одно и то же изо дня в день и жалуются, когда приходится осваивать что-то новое. Для Мамаева интерес заключается в другом: чем сложнее и разнообразнее работа, тем лучше.

Удивительные совпадения и противоречия проходят через всю жизнь Юрия Мамаева. Рвался в небо — нашел себя на земле. Гражданская профессия — рабочий, а воинский состав — офицерский, командный. Позднее, когда летать он уже прекратил, перевели летчика-истребителя Мамаева в политический состав. А на земле избрали его товарищи секретарем партийной организации, хотя в то время он был всего лишь кандидатом в члены КПСС. И здесь он работал на совесть. Особенно хорошо получалась у него работа по приему в партию. Большинство секретарей того времени блистали отчетами о проделанной работе, а Мамаев наоборот: отчитываться не умел, но ему верили люди, шли за ним, пополняя ряды коммунистов. Нельзя сказать, что Мамаев был таким уж убежденным сторонником ленинских идей. Просто любую работу он привык делать качественно, умея отделять главное от второстепенного. Поэтому, когда Компартия утратила свое лидерство, Юрий Афанасьевич не переживал и не радовался. Кстати, это ценное качество — принимать жизнь и людей такими, как они есть, и не стремиться ничего переделать — свойственно далеко не всем. Юрий Афанасьевич относится к жизни именно так, может быть, поэтому у него нет врагов, многие на заводе его знают и уважают.

Версия для печати

← предыдущая    следующая →

Мы предлагаем оборудование для добычи нефти и обустройства скважин: клапанные пары металлокерамические, станки-качалки, редукторы, глубинные штанговые насосы (ГШН) шины для квадроциклов www.starcorussia.ru/catalog/shiny_dlya_kvadrotsiklov_atv ключи буровые, ключи трубные, буровые насосы, буровые трубы, насосы цементировочные, насосы трехплунжерные, насосные установки, цементировочные агрегаты, смесительные установки и другое оборудование.

Отгружаем продукцию в любую точку России и СНГ. Нефтяное оборудование подвергается тщательному контролю. Гарантийный срок эксплуатации оборудования 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию.


Поиск
Карта сайта
О наличие продукции на складе вы можете узнать, связавшись с нами:

Телефоны: (3412) 51–50–60; 51–57–89
Факс: (3412) 66–61–79
E-mail: office@neftemash.ru

RSSRSS канал
Главная страница  |  Продукция  |  О компании  |  Объявления  |  Контакты
Copyright © 1999 Торговый дом  «Нефтемаш»
Разработка и дизайн © 2003 Студия дизайна Art&Fact

Телефон: (3412) 51–50–60; 51–57–89
Факс: (3412) 66–61–79
Е-mail: office@neftemash.ru